I
С времен Революции 1917 года, имя Александры Павловны Чалеевой совершенно
забыто, как будто никогда ее и не было. Благо имя Шаляпина сохранилось,
не смотря на то, что он тоже в те смутные времена покинул Россию. Ну так
вот, стоит зайти в Музей Шаляпина в Москве и там порыться и можно заметить
в програмках Шаляпина что с ним пела в главных ролях Александра Павловна
Чалеева, в десятых годах 20-го столетия, в Императорском Большом театре
в Москве, как в те времена его называли.
Но о Александре Павловне Чалеевой пишут в Истории русской оперы дореволюционного
издания. Начала она свою карьеру в Киевской опере в 1903 году. Известный
актер С.Ю. Левик, в своих “Записках оперного певца” пишет о А.П. Чалеевой:
“ Большой и очень красивый голос контральтового характера имела Чалеева.
Она отлично справлялась и с высоким меццо-сопрановским репертуаром, в частности
с партией Амнерис”. С Шаляпином А.П. Чалеева была в очень хороших и дружеских
отношениях и он к ней относился с большим уважением и даже прислушивался
к ее советам. Как например, Александра Павловна ему не советовала браться
за “Демона”, уверяя Шаляпина что это ему не по голосу, к чему в то время
он и прислушался. В дружеской обстановке, Шаляпин называл Александру Павловну
Ванечкой, так как часто они вместе пели в опере “Жизнь за Царя” Глинки,
как в те времена называли оперу “Иван Сусанин”. Надо сказать что Александра
Павловна Чалеева была не только большой оперной певицей, но и была высоко
образованным человеком. Закончила она Смольный Институт, выпуска 1981 года*.
Также, А.П. Чалеева закончила Московскую Консерваторию и Высшие философические
курсы. Помимо всего, А.П. Чалеева была очень красивой женщиной и пользовалась
большим успехом у мужчин. Один из ее поклонников был никто иной как Сергей
Васильевич Рахманинов, который в то время когда А.П. Чалеева пела в Большом
театре, был там дирижером. По рассказам Александры Павловны, Рахманинов
даже был готов бросить семью ради нее. Но А.П.Чалеева была женщиной очень
высокой морали и не могла себе позволить разорить чужую семью и никогда
не отвечала ни на какие ухаживания, что ей очень повредило в ее карьере.
Подарки и призы сыпались со всех сторон, но она никогда не принимала драгоценностей,
которые обязывают, лишь не отказывалась от шоколада и цветов. Из-за интриг
неудоволетворенных ухажеров и ревнующих соперниц ей приходилось переходить
из одной оперы в другую и в конечном итоге в 1912 году она уехала на гостроль
в Италию и прямо в “Ла Скала” в Милано. Готовясь к первому выступлению
в “Ла Скала” она должна была исполнять роль Амнерис в “Аиде”. Для этого
она изучала итальянский язык и пела по итальянски без акцента, но не смотря
на все, ей не советовали выступить, угрожая что клака уже организованна
и ее освистят и забросают помидорами. Но Александра Павловна обладала настойчивым
хорактером и большой силой воли и не одступила от своих намерений, лишь
согласилась выступить под псевдонимом “Сандры Марины”. Успех был огромный
и никто не решился этому помешать. В последствии этого успеха, Александра
Павловна Чалеева, значит под псевдонимом “Сандры Марины” пела два года
в разных итальянских операх и в том числе в “Ла Скала” в Милане, а на торжественном
прославлении столетия со дня рождения Верди во Флоренции, она была выбрана
петь партию меццо-сопрано в Реквиуме Верди, в 1913 году. Был ей даже предложен
контракт в Метрополитен опера в Нью Йорке, но крушение парохода “Титаник”,
на нее так сильно подействовал что она отказалась от этого предложения.
Но были в этом отказе и другие, семейные причины.
Вернувшись в Россию, Александра Павловна Чалеева пела в Марийнском
театре в Петрограде. Во время Революции 1917 года у нее была большая и
хорошая квартира в центре города, а жила она в ней привольно со своей 16-ти
летней дочерью, вдвоем. Конечно, это бросалось в глаза. Ну так ей посоветовали
сдать пол квартиры что бы быть не одной, не дожидаясь того что бы кого
нибудь просто вселили ввиду недостатка жилплощади. Прислушиваясь к этому
совету, Александра Павлована сдала пол квартиры на вид приличным мужчинам,
которые жили у нее тихо и спокойно. Но вот, в один прекрасный день за ними
пришли с обвинением в “заговоре” против властей. Пару дней спустя пришли
и за Александрой Павловной, подозревая что она была замешана в “заговоре”
или что хотя бы должна была быть в курсе этого дела, а не сделала доноса.
И Александра Павловна Чалеева оказалась в черезвычайке вместе со своей
малолетней дочерью. После довольно продолжительного времени проведенного
в черезвычайке Александре Павловне удалось бежать, благодаря одному поклоннику,
сторожу тюрмы, но на этот раз не поклоннику Александры Павловны а ее дочери,
который взял риск на себя и их выпустил, но за это сам поплатился головой,
как это позже выяснилось. Александра Павловна всю жизнь была слаба нервами
и всегда очень волновалась перед выступлениями, а в тюрме в особенности
это заострилось в такой степени, что с тех пор она больше петь на сцене
не могла и только изредка выступала на концертах. Эмигриривала она с дочерью
в 1920 году и поселилась в Белграде, в Югославии, где занималась общественной
деятельностью и создала общежитие для русских студенток в Белграде, родители
которых жили в провинции. На старости, Александра Павловна жила в ужасной
бедноте и, болея уремией и подагрой, последние годы жизни не выходила из
дому и тихо скончалась 24 декабря 1949 года, на 77 году жизни.
II
Александра Павловна Чалеева, урожденная Чубинская, была из очень выдающейся
и известной украинской семьи. Отец ее, Павел Платонович Чубинский, был
знаменитым этнографом и поэтом, оставил за собой 7 объемистых томов своих
трудов, которые находятся во многих библиотеках мира, представляющих собою
по богатству и ценности материалов одно из замечательнейших явлений этнографической
литературы и не только русской. П.П. Чубинскому была присуждена Уваровская
премия. Кроме того труд П.П. Чубинского был награжден Золотой медалью географического
общества и золотой медалью на международном конгрессе в 1875 году в Париже.
Теперешний гимн Украины на слова П.П.Чубинского.
Александра Павловна Чалеева была замужем за Дмитрием Феодосьевичем
Чалеевым**, сыном Феодосия Николаевича Чалеева, адмирала Балтийского флота
и княгини Всеволожской. Брат Дмитрия Феодосьевича, Николай Феодосьевич
Чалеев, был артистом и режисером Малого театра в Москве, известен под псевдонимом
Костромской, был Народным артистом РСФСР (1974-1938). Брат Александры Павловны,
Михаил Павлович Чубинский был професором Петербургского Университета и
известным ученым, создателем научного уголовного права в России. У Александры
Павловны с Дмитрием Феодосьевичем Чалеевым была дочь, Вера Дмитриевна,
которая впоследствии в Белграде вышла замуж за инженера Михаила Михайловича
Гортынского, тоже из известной дворянской семьи, была выдающимся педагогом
и заведовала своей балетной школой в течении сорока лет. Александра Павловна
Чалеева разошлась со своим мужем еще задолго до революции и ее муж, Дмитрий
Феодосьевич Чалеев, не покидал Росии и жил и скончался в Нижнем Новгороде,
тогда Горьком, в тридцатых или сороковых годах, кто знает.
III
Александру Павловну Чалееву я помню с раннего детства, будучи ее внуком,
т.е. сыном Веры Дмитрьевны Гортынской, урожденной Чалеевой. Александра
Павловна жила с нами и меня стерегла в моем детстве и занималась моим воспитанием,
так как мои родители работали круглый день. Александра Павловна была исключительным
человеком, большой доброты, и внимательная, и заботливая как бабушка и
помогала мне готовить уроки в то время когда я с трудом и с грустью переходил
из русской в сербскую школу, с русского на сербский язык. До Второй мировой
войны Белград был центром русской эмиграции и там тысячи русских жили как
у себя на родине, даже в замкнутом кругу. После окончания Второй мировой
войны русские рассеялись по всему миру и в Белграде осталась только их
горсточка. Александра Павловна себя чувствовала очень одинокой, грустила
по родине и трудно мирилась со своей судьбой. Похоронив свою мать и своего
брата в Белграде только и думала о том как бы следовать за ними. Умерла
она когда мне было 15 лет, можно сказать на моих глазах. В память Александры
Павловны, за ее любовь, внимание и заботу обо мне я мою дочурку назвал
Александрой, которая родилась в 1996 году.
Франция, ноябрь 2000 года
Михаил Михайлович Гортынский
Michel Gortinski
* См. Черепнин: Список выпусков Смольного Института изданный в 1914
году.
** Чалеевы - древний дворянский род происходящий от Нестера (Несмеяна)
Ивановича Чалеева, отличившагося во время войны с Польшей и особенно при
осаде Смоленска в 1654 году.